Виды семей от "примитивной неолитической" до "Большой семьи".
Под семьей я понимаю базовую ячейку общества. Атом, способный при отделении от общества и помещении в благоприятные условие восстановить общество и при неизменности блогополучности условий продолжаться сколько угодно долго.
Исходя из этого индивид по причинам его физиологических ограничений не способен быть подобной монадой. Однако группа индивидов может.
1. Семья неолитическая. Эпизодическая моногамия. То есть пары мужчины и женщины объединяются на недолгий период, необходимый для зачатия или ранней помощи в выращивании потомства. Остальное время индивиды свободно перемещены (полигамия). Такой вариант пытались воссоздать в раннем советском союзе, и куда лучше получилось внедрить в современном обществе через институт гражданских браков и сожительство. В этих условиях ребенок чаще всего прикреплен к матери, поскольку ее связь с ним в норме сильнее, да и все больше уверенность в их кровном родстве. Эта форма уже обеспечивает монаду, которая, по сути, представляет собой мать с детьми и эпизодически меняющимися у нее мужьями. Форма, по сути, матриархата в той форме, в которой он только и может существовать. Ребенок в этих условиях привязан к матери и именно ее власть над ним проецируется в образ "богини матери", который весьма отличен от власти "бога отца", создающий пирамидальные системы общества. Матриархат в этой системе - это подспудное влияние на принятие решения индивидов, а не прямая власть.
2. Патриархальная семья. Традиционная семья. То есть, пара мужчины и женщины и ее потомство, нашедшие себе пары и даже приступившие к собственному размножению, но не сепарированые от изначальной пары. Сначала создает семью 3-4 поколения, живущие под одним кровом, но при долгом существовании - общины, где появляется виртуальная фигура первопредка давлеющего над родом, а в дальнейшем и общиной. Монада в данном случае - это пара мужчины и женщины и виртуальная фигура (бог, боги, идеал, образ первопредков, реальных родителей), которые фиксируют пару, задавая ей некоторые шаблоны.
3. Урбанизированая семья. Индустриальная семья. То есть пара мужчины и женщины, которые объединены общими имущественными и идеологическими средствами. В отличии от традиционной семьи их отношения слабо регулируются внешней виртуальной фигурой, так как, во-первых, в условиях плотного населения города эти фигуры часто очень отличны у разных людей даже из одной культурной\имущественной страты и\или этноса. Из-за этого роль стабилизатора для этих пар выполняет добавление социальной конкуренции. Что приводит к односторонней адаптации. То есть, один партнер обычно мужчина, но может быть и иначе, становится социально активнее, что увеличивает его социальную успешность, второй перенаправляет все усилия на стабилизацию отношений и на релаксацию партнера, который создает эффект созависимости, так как пассивный партнер резко теряет в социальной успешности, если будет отвергнут активным. А активный часто подспудно боится потерять поддержку своего пассивного партнера (обычно поэтому уже раз-другой разведенные мужчины куда более верные мужья).
4. Атомарная семья. Постиндустриальная семья. То есть пара мужчины и женщины, объединившиеся в пару для консолидации усилий. Оба партнера в этой паре носят социально активный характер в той мере, в которой это обеспечивает их личную социальную успешность. Особенность данной пары - отсутствие препятствий к ее распаду. Не держит не традиция, не социальные условия. Эта пара стабилизируется за счет синергии партнеров. Которая делает условия в паре эгоистически приятнее для обоих партнеров чем вне ее. Создавая эффект снятия социальных издержек (как в фирме). Подобная семья сложно взаимодействует с другими поколениями этого рода, так как это усложняет систему взаимодействий. Но не отменяет возможность этого взаимодействия в случае благоприятных условий.
5. Большая семья. Еще только возникающее в массовом масштабе явление, которое часто путают с традиционной семьей. Однако в условиях некоторой совокупности семей элитариев спокойно существующая. Монада здесь это совокупность нескольких пар мужчин и женщин, а часто и некоторое количества свободных (без пары) людей, объединенные в некоторую общность. В отличии от полиолитической семьи серийная моногамия ограничена общностью, то есть если партнеры и переходят к другим, то в пределах общности. Пары не носят инфантилизированый характер, как в традиционной семье (все всë могут, и все равны, нет давления должен и нельзя от виртуальной фигуры). Пара отличается от индустриальной тем, что все партнеры социально активны и нет созависимости. Любой член общины может без особого вреда покинуть ее. Однако, так как по эгоистическим причинам в этой среде ему быть предпочтительней, община стабильна. В отличии от атомарной семьи в этой присутствует большее количество людей, поскольку во-первых, у этой семьи есть их общая цель, а во-вторых, в систему не попадают люди не согласующиеся с общими ее приоритетами. Даже кровные узы не являются поводом пребывания в этой семье индивида. Хотя семья может заботиться о кровной родне своих членов, если это необходимо, но тем не менее не включает по одному этому признаку в свои пределы.
В продолжении опишу подробнее особенности каждой из семей.